Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Каждый, кто интересуется покупкой автомобиля из США, задаётся вопросом – зачем вообще связываться с американскими аукционами? Причин несколько. Во-первых, цены: битые или подержанные машины на страховых аукционах (таких как Copart и IAAI) продаются значительно дешевле их рыночной стоимости. Это шанс купить современный автомобиль на 20–30% выгоднее, даже с учётом всех расходов на доставку, таможню и ремонт. Во-вторых, выбор: на аукционах США представлены тысячи лотов – от массовых седанов и кроссоверов до эксклюзивных пикапов и спорткаров, которые редко встречаются на российском рынке. Импортируя авто из США “под ключ”, можно привезти машину мечты, будь то редкий маслкар или новейший электрический пикап, и получить её в России легально оформленной.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Однако выгодная цена не даётся просто так. Страховые аукционы – это автомобили с историей: аварии, затопления, угоны и пр. За внешне привлекательным лотом могут скрываться серьёзные проблемы. Кроме того, процесс покупки и доставки сложен: нужна регистрация на аукционе, внушительный депозит, знание английского и американских реалий, организация логистики, таможни, сертификации. Новичку легко допустить ошибки, которые сведут на нет всю экономию – от покупки утопленника до переплаты пошлин из-за неверно оформленных документов.

Читатель этой статьи – человек, который хочет разобраться в процессе покупки авто из США: будь то новичок с бюджетом 3–5 млн ₽ на надёжный кроссовер, энтузиаст, мечтающий о пикапе или маслкаре за 5–7 млн ₽, или продвинутый покупатель, присматривающий спорткар/премиум за 8+ млн ₽. Мы подробно разберём, как работают аукционы IAAI и Copart, какие есть другие площадки и брокеры, с какими подводными камнями можно столкнуться и как их избежать.

Прозрачность и снижение рисков с LFA Trade. Эта статья основана на экспертизе компании LFA Trade, которая профессионально занимается импортом автомобилей из США «под ключ». Мы честно расскажем о плюсах и рисках, без приукрашивания. По ходу текста вы найдёте блоки с советами от LFA Trade – как мы работаем, какие гарантии даём, как наш техцентр LFA Service решает сложные задачи ремонта. Никаких навязчивых продаж – только польза и примеры, как опытный партнёр помогает сэкономить и обезопасить сделку.

Начнём с азов: что из себя представляют страховые аукционы США и почему там столько недорогих машин.

Как устроены страховые аукционы США

Страховые автоаукционы – это специальные площадки, где продаются автомобили, ставшие имуществом страховых компаний или лизинговых фирм по разным причинам. Чаще всего это машины после ДТП или стихийных бедствий, которые были признаны «тоталами» (total loss) – восстановление в США экономически нецелесообразно, и страховая выплатила владельцу возмещение. Вместо ремонта такие авто отправляют на аукцион. Также на тех же площадках продают угнанные машины, пострадавшие от града, агрессивной химии или физиологических жидкостей, наводнения, пожара, иногда – просто подержанные авто от банков, прокатных компаний или частных лиц. Две крупнейшие компании в этой сфере – Copart и IAAI (Insurance Auto Auctions), на них приходится львиная доля рынка страхованных автомобилей в США.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Пример авто со сгоревшим салоном. Да, такие тоже находят своего покупателя!

Особенности страховых аукционов США в том, что они практически полностью онлайн. Раньше торги могли проходить с живыми аукционистами, но сегодня все ставки делаются через интернет на электронных площадках. Любой желающий, находясь в России, может наблюдать за ходом аукциона и участвовать – хотя напрямую россиянину сделать это непросто (об этом ниже). Важно понимать, что Copart и IAAI – не магазины и не продавцы, они лишь посредники между владельцем (страховой, банком и т.д.) и покупателем. Автомобили продаются «как есть» (as is), без гарантии и возможности тест-драйва, часто даже без возможности предварительного осмотра (только по фотографиям и отчетам). Все риски оценки состояния лежат на покупателе.

Почему же цены на этих аукционах так низки? Всё дело в модели возмещения убытков в США. Страховой компании выгоднее быстро продать разбитую машину за небольшие деньги на аукционе, чем тратить время и деньги на ремонт. Получив основные выплаты, прежний владелец тоже не претендует на автомобиль. В итоге аукцион выставляет лот по принципу «сколько дадут». Рыночный подвоха тут нет: стоимость низкая, потому что покупатель берёт на себя хлопоты по восстановлению и риски неизвестных повреждений. Для страховой же компании главное – вернуть хоть что-то и закрыть кейс.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

А бывают на аукционах автомобили, у которых единственным повреждением значится «потертость от бордюра длиной 1-2 дюйма на колесных дисках»

Еще одно свойство этих аукционов – доступ с ограничениями. В ряде штатов США покупать автомобили со статусом salvage напрямую могут только лицензированные дилеры или разбирающие компании. Частным лицам, особенно иностранцам, доступен не каждый лот. Copart и IAAI имеют свои программы для публичных покупателей, но часто проще покупать через брокера, который имеет необходимую лицензию. Об этом подробнее в разделе про регистрацию.

В следующих подразделах мы разберём ключевые понятия, встречающиеся на страховых аукционах: статусы титулов (Title), виды повреждений и обозначения состояния, процесс торгов, регистрацию и комиссии.

Типы лотов и статусы титулов (коротко)

Каждый автомобиль на аукционе сопровождается информацией о типе Title (титула) – это документ, подтверждающий право собственности и статус авто. От статуса титула зависят юридические ограничения на эксплуатацию машины в США и возможность её экспорта. Простыми словами, тайтл – это аналог ПТС в США. Ниже приведена таблица основных типов титулов и их значения:

Таблица 1. Статусы тайтлов США и их значение для покупателя (актуально на 2025 г.)

Статус TitleЧто означает в СШАПоследствия для экспорта/РФ
Clean Title (Original)«Чистый» титул. Авто не признавалось тотальным ущербом, не было серьёзных страховых случаев.Можно регистрировать и эксплуатировать без ограничений. В РФ: обычно без проблем при таможне и постановке на учёт. Самый предпочтительный вариант.
Salvage TitleТотальный ущерб/утиль. Страховая признала машину не подлежащей экономическому восстановлению (ДТП, утопление, пожар, угон и пр.). Авто выбыло из эксплуатации в США.Экспорт из США разрешён (все Salvage-сертификаты допускаются к экспорту). В РФ: оформить сложнее. Требуется ремонт и сертификация, некоторые страны ограничивают регистрацию таких авто. Возможны проблемы с страховкой в будущем.
Rebuilt TitleВосстановленный. Ранее был Salvage, но затем отремонтирован и прошёл инспекцию, получив новый титул как пригодный к эксплуатации.Экспорт разрешён. В РФ такие машины регистрируются как б/у. Несмотря на ремонт, в истории останется пометка о Salvage, что может влиять на ценность. Но технически это полноценное ТС для дорог.
Non-repairable / Certificate of Destruction / JunkНе подлежащий восстановлению. Автомобиль официально списан как хлам (например, сильнейшие повреждения рамы, полный выгоревший остов и т.д.). В некоторых штатах выдают Certificate of Destruction (особенно во Флориде) или Junk Title.Ездить в США на таком авто запрещено, только разбор или экспорт. Экспорт из США возможен не всегда: часть таких документов требует переделки перед вывозом (см. ниже). Например, FL Certificate of Destruction формально разрешён к экспорту, но в РФ зарегистрировать практически невозможно, т.к. авто считается утилем. Обычно такие лоты берут либо на запчасти, либо под восстановление вне дорог общего пользования.
Parts Only / Bill of Sale onlyМашина продаётся без полноценного титула, только со справкой о продаже (Bill of Sale) или пометкой «только на запчасти». Обычно это сильно поврежденные авто, при продаже которых не выдаётся новый тайтл.Экспорт запрещён без получения титула. Если вы купили такой лот, придётся сначала оформить нормальный salvage title через штат DMV, иначе не выпустят за границу. В РФ: как единственный документ Bill of Sale не признаётся для регистрации. Нужен полноценный титул США или заменяющий документ.

Примечание: Существуют и другие, более редкие виды тайтлов (например, Lien Title – обременённый залогом, Export Only – для вывоза без права регистрации в США, Government titles и др.). Но выше перечислены основные, с которыми сталкивается покупатель на Copart/IAAI. Перед покупкой всегда проверяйте, допускается ли данный тип тайтла к экспорту и последующей постановке на учёт. В 99% случаев экспортники и брокеры могут “перевыпустить” проблемный документ (например, поменять Bill of Sale на Salvage Title) в течение 1–2 месяцев, но это дополнительные расходы и задержки.

Наш расширенный материал об автомобильных тайтлах в США

Важно: страны ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан) пока не имеют формальных запретов на регистрацию автомобилей со статусом Salvage/Rebuilt. Такие машины получают российский электронный ПТС после таможенной очистки. Однако качество и безопасность восстановленного авто – забота владельца. Страховые компании РФ могут, к примеру, отказать в каско для машины с американской историей Salvage, либо назначить повышенный тариф. Также возможны сложности с сертификацией (о чём далее). Если же титул обозначен как разборка/утиль, велик риск, что в РФ откажут в допуске – ГИБДД может не поставить на учёт авто, заведомо предназначенное только для запчастей.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Итого, по выбору титула: наиболее безопасны лоты с Clean Title (но они дороже). Salvage – самый распространённый вариант для экономии, но требующий внимательной проверки и качественного ремонта. Rebuilt – чуть дороже salvage, зато с подтверждённым ремонтом (хотя российской таможне всё равно, rebuilt или salvage – обе пойдут как б/у авто с повреждениями). Лоты без полноценного титула (только Bill of Sale, Parts Only) лучше обходить стороной, если только у вас нет заранее договорённостей о переделке документов через американских партнёров.

Обозначения повреждений и технические пометки аукционов

Каждый лот на Copart/IAAI имеет описание состояния – краткие кодовые пометки о характере повреждений и комплектности. Разберём самые распространённые обозначения, чтобы вы понимали, что они значат на деле:

  • Основные виды повреждений кузова:
    • Front End – удар в переднюю часть.
    • Rear End – удар сзади.
    • Side – боковое повреждение (иногда указывают Left/Right для конкретной стороны).
    • Roof – повреждена крыша (например, перевёртыш).
    • All Over – множественные повреждения по всему авто (тяжёлый случай, иногда после урагана или многократных ударов).
    • Undercarriage – повреждена нижняя часть, подвеска, днище (например, наезд на препятствие).
    • Minor Dents/Scuffs – незначительные вмятины/царапины (фактически близко к целому авто).
Пометка roof на автоаукционе

Помните, не каждый «roof» — перевертыш. Более того, такую пометку могут присвоить и автомобилю вообще с косметическим повреждением крыши без нарушения геометрии.

  • Специальные пометки:
    • Flood / Water / Hail – указывает на последствия стихий: наводнение (flood), попадание в воду (fresh/salt water), град (hail damage). Flood особенно рискован: возможны скрытые проблемы с электрикой и коррозия.
    • Fire – автомобиль пострадал от пожара. Может значить как выгоревший салон/мотор, так и поверхностное обгорание.
    • Biohazard (Bio) – внутри автомобиля были биологически опасные материалы. Например, кровь (если случилась авария с жертвами) или разложение (машину долго не убирали с места происшествия). Требуется профессиональная глубокая очистка, запах может остаться. Многие избегают Biohazard-лотов.
    • Vandalism – умышленные повреждения третьими лицами (разбито стекло, изрезан салон и т.д.).
    • Theft – автомобиль числился украденным, а затем найден. Нередко у таких лотов помета Stripped (разобран) – угонщики сняли ценные детали. Внимание: если статус титула – Theft, могут быть юридические нюансы (в некоторых штатах угон без полного ущерба не переводит титул в Salvage). Проверяйте, чтобы авто не значилось краденым и не было в розыске. Реальный случай: несколько пикапов RAM TRX были привезены в РФ, а оказались в розыске Интерпола – в Канаде числятся украденными. В России их арестовали как вещественные доказательства – дорогие машины превратились в бесполезный груз. Этот риск исключается тщательной проверкой истории по VIN.
Пометка vandalism на аукционах США

Типичный пример вандализма

  • Механическое состояние и комплектация:
    • Run and Driveне гарантирует идеальное состояние! Это значит только, что при поступлении на аукцион автомобиль заводился и мог проехать вперёд-назад по площадке. Важно: даже статус Run&Drive не обещает, что машина поедет на дальность или что трансмиссия исправна – только краткий тест.
    • Engine Starts – двигатель запускается, но автомобиль может не тронуться (например, повреждена коробка или колёса).
    • Enhanced Vehicles – на Copart этим термином обозначают, что площадка предприняла действия для запуска авто (зарядила аккумулятор, залила топливо и т.п.). Часто проставляется для машин со статусом Run&Drive.
    • Starts (на IAAI) – аналог Engine Start, мотор заводится.
    • Does Not Start / No Start – двигатель не запускается. Причины неизвестны: может быть как отключена проводка после аварии, так и заклинивший мотор.
    • Driveable – машина заводится и может двигаться. На IAAI пометка Run & Drive Verified означает проверенную на месте ходимость.
    • Keys: Yes/No – есть ли в комплекте ключи. No Keys встречается часто (ключ утерян или не передан). Иммобилайзер без ключа не даст завести авто – закладывайте в бюджет изготовление ключа у дилера или замену замков/ЭБУ.
    • Mileage: Actual, Not Actual, Exempt – пробег. В США одометр до определённого возраста защищён законом. Actual – подтверждённый пробег; Not Actual – данные недостоверны (например, одометр не работает или скручен); Exempt – пробег «снят с контроля» (обычно для авто старше ~10 лет, где законом не требуется фиксировать пробег при продаже). Скрученный одометр – реальная проблема на некоторых лотах, особенно с Clean Title от частников. Проверка Carfax/AutoCheck часто вскрывает скрученный пробег.
  • Прочие обозначения:
    • E (Engine), T (Transmission), F (Front), R (Rear) – иногда указывают, какие узлы повреждены. Например, Mechanical Damage: E – проблемы с двигателем.
    • Repairs Made – на некоторых лотах отмечают, что были произведены какие-то ремонты до аукциона.
    • Seller Reserve / On Approval – указывает на то, что у продавца есть резервная цена или требуется одобрение сделки. То есть по окончании торгов результат не окончательный – страховая может не согласиться отдать за ту цену (подробности далее про торги).
    • Pure Sale – лот без резервной цены, продаётся за любую ставку. Обычно более привлекательный для покупателей, т.к. победная ставка = покупка гарантированно.

В описании лота вы увидите две строки повреждений: Primary Damage (основной) и Secondary Damage (второстепенный). Например: Primary: Front End, Secondary: Suspension. Это значит удар спереди + страдает подвеска. Или Primary: Hail, Secondary: Roof – град побил крышу. Обе строки надо учитывать.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

На Copart всегда доступны фотографии с нескольких ракурсов, фотографии ключей (если есть), видео работающего двигателя со звуком (если он завелся), платформа с VIN-кодом

Совет: не полагайтесь только на маркировку аукциона. Всегда внимательно рассмотрите фотографии – иногда по фото видно больше, чем написано. Бывает, что Run&Drive лот на фото стоит с вывернутым колесом – ясно, что ездить он не сможет. Или указано Minor Dents, а по факту машина после лёгкого ДТП. Всегда задавайтесь вопросом: страховая не стала бы отдавать целую машину на аукцион дешево. Значит, даже если повреждения выглядят мелкими, может быть скрытый дефект (например, сработали подушки безопасности – дорого заменить, или лёгкий удар привёл к перекосу кузова).

Регистрация, депозиты и доступ: напрямую vs через брокера

Чтобы принять участие в торгах на Copart или IAAI, нужно иметь аккаунт с соответствующими правами. Для резидента РФ есть два пути:

  1. Регистрация напрямую в аукционе (через международный аккаунт).
  2. Покупка через брокера/агента, у которого уже есть доступ.

Напрямую зарегистрироваться на Copart/IAAI иностранцу сложно. Во-первых, при регистрации нужно указать адрес в США (или другой стране, не в санкционных списках). Некоторые аукционы могут запросить местную лицензию дилера для определённых категорий лотов. Во-вторых, потребуется внести депозит – обычно $400–600 минимум, или порядка 10% от максимальной планируемой ставкиbid.cars. Этот депозит замораживается как гарантия оплаты и возвращается, если вы перестанете участвовать или закроете аккаунт. Кроме того, для полноценного доступа нередко требуют оплатить ежегодный членский взнос. Например, IAAI берёт $200 в год за аккаунт Public Buyer, Copart – ~$59 ежегодно за базовое членство или ~$199 за премиум. Наконец, многие аукционные сайты сейчас ограничивают доступ по IP. Российский IP может быть не допущен на сайт, придётся использовать VPN.

По опыту: COPART работает без VPN, но в таком случае невозможно посмотреть и загрузить фотографии. IAAI работает только через американский VPN (во всяком случае, через Финляндию не работает).

Даже преодолев всё это, частное лицо всё равно упрётся в ограничения по лотам. В ряде штатов США законом запрещена продажа salvage-авто без специальной лицензии. Например, в Калифорнии, куда поступает много битых машин, обычный “Public buyer” не сможет купить salvage – только через лицензированного дилера. Copart на своём сайте отмечает такие лоты как “Broker Only” – система не примет вашу ставку. IAAI предлагает воспользоваться услугами официальных брокеров, если у вас нет нужной лицензии.

Именно поэтому большинство россиян идут через брокеров или компании-посредники. Брокер уже имеет все допуски, лицензии, местный адрес и т.д. Вы фактически делаете ставки через его аккаунт. Известные международные брокеры: AutoBidMaster, A Better Bid, Copart Global, SCA Auctions, CarsFromWest, Bid.Cars и др. Ниже мы их обзорно рассмотрим. Работа с брокером обычно платная – взимается комиссия или членский взнос. Зато вы избавлены от необходимости самим вникать в тонкости регистрации.

Как устроены депозиты и лимиты ставок?

Как правило, депозит = 10% от максимальной ставки, которую вам разрешат делать. Например, на Copart базовый депозит $400 даёт право ставки до $4 000. Хотите больше – пополняете депозит. У брокеров схожая схема: минимальный депозит ~$600 для возможности одной покупки, при превышении – требуют добавить. Депозит возвращается, если вы ничего не выиграли либо после завершения сделки (его можно зачесть в оплату частично). Но если вы выиграли аукцион и не оплатили, депозит сгорит, а аккаунт могут заблокировать (плюс “renege fee” – штраф, о котором чуть ниже).

Непосредственно участие через брокера: Вы регистрируетесь на сайте брокера (чаще всего, предоставляя скан паспорта для подтверждения личности), вносите депозит банковской картой или переводом, после чего можете выбирать автомобили на их платформе. Далее обычно предлагается либо самому поставить ставку онлайн (через интерфейс брокера, который ретранслирует её на аукцион), либо поручить брокеру торговаться от вашего имени по заданной сумме. Некоторые брокеры позволяют самому участвовать в live-аукционе на их сайте, другие – работают только по ставкам предварительного типа. В любом случае, на финальной цене для вас брокер добавит свою комиссию. Например, bid.cars берёт фиксированно $450 + НДСbid.cars, AutoBidMaster – ~$250–300 с лота (в зависимости от вашего тарифного плана), другие могут брать ~5% от цены (CarsFromWest – 5% мин. $349). Эти суммы – сверх тех сборов, что берет сам аукцион.

Можно ли обойтись без брокера? Если у вас есть надёжный друг-дилер в США, теоретически он может покупать для вас по своей лицензии. Но это редкость. Самостоятельно – только для ограниченного списка лотов и с кучей условий. На практике, проще сотрудничать с профессионалами, чтобы не застрять на бюрократии. В следующем разделе мы сравним Copart и IAAI подробнее, включая вопрос комиссий, а затем поговорим об услугах популярных брокеров.

Ставки и победа на аукционе: Pre-Bid, Live, Proxy – как проходят торги и когда начисляются сборы

Процесс торгов на американском автоаукционе разделяется на два этапа: предварительные онлайн-ставки и финальный “живой” аукцион.

  • Pre-Bid (Предварительный торг). Как только лот появляется в системе и получает дату аукциона, все зарегистрированные участники могут ставить на него ставки онлайн. Этот период длится несколько дней или недель до назначенной даты. Ставка Pre-Bid – это максимальная сумма, которую вы готовы заплатить. Система записывает её и отображает текущую лидирующую ставку (обычно на шаг выше предыдущей, как eBay). Другие участники могут перебивать. В IAAI предторговые ставки закрываются за несколько часов до начала live-аукциона, чтобы сформировать финальный список. В Copart pre-bidding продолжается практически до самого старта live, вплоть до нескольких минут перед лотом.
  • Live Auction (основной аукцион). В назначенное время начинается “живая” продажа. Это происходит онлайн с очень быстрым темпом – каждый лот продаётся за считанные минуты или секунды. Стартовая цена на live – та, на которой остановился Pre-Bid. Далее участники торгуются в реальном времени шагами (шаг обычно $100, может меняться). Подключиться к live-торгам могут пользователи с соответствующим доступом (например, брокеры или премиум-аккаунты). Многие брокеры, как уже упомянуто, не дают клиентам торговаться лично – вы ставите максимальную ставку заранее, а система Proxy (Bid4U) повышает вашу ставку автоматически в ходе live-аукциона, стараясь выиграть по минимально возможной ценеbid.cars. Например, Bid.Cars именно так работает – вы указываете максимум, и их представители бьются за лот за вас. Преимущество такого подхода – отсутствие эмоциональных импульсов; вы не уйдёте выше разумной границы, перегревая цену.
  • Завершение и результат. Если ваш ставка оказалась последней и самой высокой на live-аукционе, наступает момент истины: продан ли автомобиль? Здесь возможны варианты:
    • Продан (Sold) – если лот без резервной цены (Pure Sale) или ваша ставка превысила резерв продавца. Аукцион сразу показывает “Sold”. Вы победили.
    • On Approval / под подтверждением – если у продавца был резерв (минимальная цена) и ваша максимальная ставка его не дотянула, либо лот был обозначен как “ставка с одобрением”. В этом случае результат предварительный. Страховая (или другой продавец) получает информацию о максимальной ставке и может в течение 24 часов (иногда до 3 рабочих дней) принять или отклонить сделку. Вам на аккаунт придёт уведомление, выиграли вы окончательно или нет. Если отказ – лот могут выставить повторно или предложить вам повысить ставку.
    • Outbid / Lost – если кто-то перебил вашу ставку и выиграл, либо цена ушла выше вашего лимита. Значит, вы проиграли на этом лоте.

Когда и какие сборы начисляются? Все аукционные фи начинают считаться только для победителя. За участие и проигрыш ничего не платится (кроме случаев, когда вы сами отменяете выигранную ставку – за “renege” штраф). Если вы выиграли лот, финальная цена будет: ваша победная ставка + комиссии аукциона + налоги штата (если применимо) + услуги брокера (если покупали через брокера). Конкретные виды комиссий мы разберём в следующем разделе про Copart vs IAAI. Но в целом:

  • Buyer Fee (премия покупателя) – основной процент/сумма от цены.
  • Internet Bid Fee (виртуальный сбор) – за то, что ставка сделана онлайн, обычно фиксированная сумма по диапазонам цены.
  • Аукционный сбор/Service Fee/Gate Fee – фикс ~$79–95 за лот (перевозка внутри площадки).
  • Документарный сбор – у IAAI $20 за оформление титула, у Copart ~$10 Environmental Fee и ~$20 за пересылку документов (Mailing fee).
  • Налог штата – некоторые штаты берут sales tax или утилизационный сбор, если покупатель-резидент, но при экспорте обычно не взымается.

Все эти цифры обычно видны в invoice, который формируется вскоре после выигрыша. Например, за лот в $5 000 итог комиссии может быть ~$800–1000. Оплатить нужно всю сумму в краткие сроки (обычно 2–3 дня). Оплата – банковским переводом (для иностранцев) или картой/наличными в офисе (для местных). Доллары США, естественно. Если затянуть с оплатой, будет Late Fee (Copart $50, IAAI $50 или 2% от цены). Не оплатить вовсе – чревато тем, что:

  • Машину выставят заново через ~7 дней (Copart даёт 6 дней на оплату).
  • С вашего аккаунта спишут Relist Fee (штраф за невыкуп) – обычно 10% от цены, минимум $600 у Copart (называют ещё “Cancellation fee”).
  • Аккаунт заблокируют, депозит не вернут. У IAAI это называется Renege Fee – схожий порядок (около 10% штраф).

Таким образом, торгуясь на аукционе, важно трезво оценивать свои финансы – у вас должно хватить денег сразу покрыть и цену, и все сборы. Плюс нужны средства на доставку и растаможку, но об этом позже.

Стоит упомянуть про стратегии торгов. Аукцион – это всегда элемент азартной игры, особенно live. Опытные участники придерживаются правила: определить для себя максимальную целесообразную цену заранее и не превышать её. Как уже говорилось, лучше упустить лот, чем “выиграть” его себе в убыток.

Пример из практики: команда LFA Trade участвовала в торгах за BMW X4 M. По расчётам ремонта была определена верхняя граница ставки. Во время live-аукциона всё шло гладко, но вдруг подключилась группа покупателей из Восточной Европы, которые начали перебивать цену каждую секунду, подняв её на $700 сверх нашего лимита. Мы не стали ввязываться в гонку и отказались. Да, было немного обидно упустить авто, но дисциплина превыше всего – переплатив $700 там, потом можно было потерять всю выгоду сделки.

Ещё одна стратегия – выбирать менее популярное время и место торгов. Замечено, что на утренних аукционах в США (это вечер в России) часто меньше конкурентов онлайн. Также региональные площадки с труднодоступной локацией могут привлекать меньше местных дилеров, что иногда даёт более низкую финальную цену. Конечно, сейчас, когда практически все торги онлайн, “географическое” преимущество сглажено, но фактор времени и дня недели может влиять.

Отдельно про опцию “Buy Now” на аукционах. Иногда лот имеет фиксированную цену “Купить сейчас” (на Copart пометка Buy It Now, на IAAI – Buy Now или Bid/Buy). Это возможность забрать автомобиль, не участвуя в торгах, по заранее объявленной цене. Звучит привлекательно, но чаще всего эта цена завышена – её выставляет продавец (страховая) как желаемую верхнюю планку. В 90% случаев можно купить на торгах дешевле. Реальный случай: клиент хотел сразу купить Maserati Levante за $19 000 (ценник Buy Now). Специалисты LFA посоветовали подождать – и через неделю на аукционе этот же лот был выигран за $13 000. Экономия $6k просто за счёт терпения! Конечно, бывает и обратное: редкий свежий авто кто-то выкупает мгновенно по Buy Now, и аукциона не случается. Но для большинства случаев правило – терпение экономит деньги.

Когда имеет смысл использовать Buy Now? Только если машина очень нравится и ждать совсем невмоготу, или есть риск, что курс валют прыгнет и съест выгоду. В остальных случаях – лучше торговаться.

Подытожим: победитель аукциона получает все “трофеи” и все обязательства. Сразу после выигрыша – счёт на оплату, а дальше организационные хлопоты (забрать машину со стоянки, отправить в порт). Именно тут новичков подстерегают новые риски: простои, штрафы, потерянные документы. Далее в тексте мы рассмотрим, как избежать проблем после аукциона, а пока переходим к сравнению двух главных площадок.

Copart против IAAI — подробное сравнение

Copart и IAAI – прямые конкуренты, и у них много общего. Но есть и различия в правилах, сборах и удобстве для разных покупателей. Рассмотрим основные параметры:

Комиссии, хранение, документы – сравнение сборов (таблица)

Приводим сравнительную таблицу основных комиссий и правил на 2025 год для Copart vs IAAI (стандартные условия). Учтите, что у каждого аукциона есть разные тарифные сетки – для дилеров, для больших покупателей и т.д., мы берём типичные цифры для небольших объёмов.

Таблица 2. Сборы и правила оплаты на Copart и IAAI (США, 2025)

ПараметрCopart (публичный аккаунт)IAAI (аккаунт Public Buyer)
Депозит$400 (мин.) для лимита ставки $4 000; либо 10% от желаемого максимума.$1000 (мин.) на счету для участия. Либо 15% от макс. ставки (по опыту брокеров).
Buyer Fee (премия аукциона)По шкале от цены лота.
Напр.: $2,000 – $2,400 -> $535; $4,000 -> $725; $6,000 -> $900; >$15,000 -> 12%. В среднем ~10–15%.
По шкале от цены и типа аккаунта.
Стандартно: до $2k – фикс. суммы (например, ~$300 при $1k), выше $2k – ~7.5%. Для дилеров с объёмом – скидки до ~5%. В среднем ~9–10%.
Интернет-сбор (Internet Bid Fee)Да, по диапазонам: напр. ставка $1000–1500 -> $75; $4000–6000 -> $110; >$8000 -> $140.Да, Internet/Proxy Bid Fee – порядка $39–$79 (точная сетка зависит от цены и лицензии). Для Public может быть ближе к $79 за лот (по отзывам).
Gate / Service Fee$95 с каждого лота (ранее был $79). Покрывает погрузку/админрасходы.$95 Service Fee с лота – аналогично, за погрузку и оформление.
Документальный сбор$10 Environmental Fee (за экологическую утилизацию жидкостей) + ~$20 Mailing Fee за отправку титула почтой (если не забираете лично).$15 Environmental Fee + $20 Title Handling Fee за оформление и пересылку тайтла.
Sales Tax (налог штата)Не взимается, если авто вывозится за пределы штата (для экспорта обычно exempt, т.к. берётся при регистрации внутри США).Аналогично – при экспорте чаще всего налог с продажи не берут. Но если покупатель без экспортной лицензии, может начислиться местный tax (затем возвращается при подтверждении экспорта).
Срок оплаты3 рабочих дня с даты аукциона (день продажи + 2 дня). Например, продано в пн – оплатить до среды включительно.2 рабочих дня для местных (день продажи + следующий); для иностранцев часто дают 4 дня. Точный срок указан на странице каждого филиала (обычно 3 дня).
Late Payment Fee (просрочка оплаты)$50 с лота (если просрочить платеж после 3 дней).$50 или 2% от цены, что больше. Например, при цене > $2500 – уже сработает 2%.
Free Storage (бесплатное хранение)3 дня (день аукциона включительно). Т.е. продано в пн – вторник, среда бесплатно; с четверга – платное хранение.Обычно 2 дня бесплатно (день продажи + следующий) – зависит от филиала. На некоторых IAAI площадках иностранцам до 4 дней. Надёжнее ориентироваться на 2 дня.
Storage Fee (платное хранение)~ $5–20 в день для легковых, прогрессивно растёт после недели. Тарифы разнятся по площадкам. В среднем $5-10/день первые дни, затем больше.Выше, чем в Copart: до $40–50/день для больших авто после нескольких дней. Точные ставки – на странице филиала IAAI. Обычно первые 2 дня free, далее ~$20/день, после недели – дороже.
Макс. срок хранения~30 дней. Если авто не забрано через 30 дней после продажи и счета не оплачены – лот считается брошенным, его может повторно выставить аукцион.Около 30 дней (на усмотрение филиала). Штрафы накапливаются, после чего IAAI может реализовать авто для покрытия расходов.
Relist / Cancellation Fee (штраф за невыкуп)Если не оплата до 7 дня – авто релистят. Штраф = 10% от цены или $600, что больше. Минимум $600. Аккаунт блокируется до уплаты штрафа.Renege Fee: $1000 или 15% от цены, что больше (для публичных покупателей) – согласно условиям IAAI. Могут немного варьировать, но штрафы строгие и аккаунт закрывают.
Выдача Title (тайтла)Если титул “на руках” у Copart, он высылается покупателю через ~2 недели после полной оплаты (почтой DHL/FedEx международно). Если титул электронный или в госучреждении – выпуск может занять 4–6 недель (обычно указывается в информации лота).Похоже: ~2 недели на оформление и отправку бумажного титула. IAAI берёт $20 за Title Handling и также отсылает экспресс-почтой. Задержки возможны до 4–8 недель, если титул восстановительный.
Особенности+ Широкая сеть филиалов (200+). Есть мобильное приложение.
+ Иногда попадаются лоты от частников («куклы» – восстановленные перед продажей машины, бывает риск скрученного пробега).
- Много международных покупателей, конкуренция высокая, цены на популярные модели бывают выше, чем на IAAI.
+ Меньше риск «кукол», основная масса – страховые тоталы.
+ Часто чуть ниже конкуренция (исторически IAAI меньше привлекала иностранцев, но разница сокращается).
- Чуть менее удобный интерфейс сайта, нет мобильного приложения до недавнего (только веб).
- Меньше площадок, чем у Copart (примерно 180).

(Примечание: цифры приведены по состоянию на 2024–2025 гг., источники – официальные сайты Copart/IAAI и материалы брокеров. Перед покупкой уточняйте актуальные fee на сайтах аукционов.)

Как видно, набор сборов примерно одинаков, различаются суммы и проценты. В среднем можно считать так: Copart возьмёт около 10–12% сверху при цене лота ~$10k (без учёта доставки), IAAI – около 9–10%. Но конкретно для дешёвых машин (до $1–2k) у IAAI часто комиссий выходит даже больше процентов на 30% (т.к. фиксированные минимумы высоки), а для дорогих (>$15k) – наоборот, IAAI выгоднее (у них потолок ~7.5%, а у Copart 12% если non-licensed buyer).

Что по хранению и операционным моментам: Copart даёт чуть больше бесплатных дней хранения (3 против 2), но в целом надо стремиться забрать машину как можно раньше и там, и там. Штрафы за просрочку оплаты одинаковые ($50). Оба аукциона жёстко карают за невыкуп – покупатель лишается депозита и получает счёт на сотни долларов.

Время получения Title: этот момент часто волнует покупателей, т.к. без оригинала тайтла нельзя начать таможенную очистку в РФ. В среднем ждать 2–4 недели после покупки – нормальная ситуация. Иногда документы готовы быстрее. Но бывали случаи, что тайтл “зависал” на месяцы – например, если страховая не успела предоставить вовремя, или требовалась дубликат тайтла из DMV. Такие задержки опасны тем, что машина уже приплыла, а оформить её нельзя – стоят лишние деньги за хранение. В практике брокеров это решается, но самостоятельному покупателю пришлось бы нервничать.

Вывод по комиссиям: закладывайте ~15% сверху к цене лота, чтобы покрыть все аукционные и брокерские сборы. И не забывайте про мелочи: комиссия банку за перевод (обычно $30–50), плата за международный звонок, если понадобится – всё это незначительно, но должно быть учтено.

География площадок, удобство интерфейса, структура лотов

Copart и IAAI имеют филиалы почти во всех штатах США, часто по нескольку. Однако конкретные страховые компании могут сотрудничать эксклюзивно с одной из площадок. Например, крупный страховщик State Farm раньше выставлял тоталы только на Copart, а GEICO – только на IAAI (условный пример). Сейчас границы размылись, но всё же часть моделей и регионов лучше покрыты в Copart, часть – в IAAI. Например, аукционы во Флориде (после ураганов) – у Copart очень много площадок, IAAI чуть меньше, но тоже хватает. А вот по дорогим премиальным биткам в Калифорнии – может оказаться, что интересные варианты больше на IAAI, и конкуренция там ниже.

С другой стороны, Copart славится обилием лотов от частников и мелких дилеров (те самые “куклы”). Это отремонтированные перед продажей машины или автомобили с минимальными повреждениями, которые люди выставляют через Copart как площадку. У них часто Clean Title или Rebuilt, но нужно быть осторожным – иногда повреждения были, просто титул остался чистым (особенно в штатах, где не требуется оформлять salvage при определённых условиях). IAAI более “чист” от таких историй, т.к. частники реже туда идут.

Интерфейс и удобство

Copart инвестировал много в IT – у них удобный сайт, поиск, мобильное приложение, уведомления. IAAI тоже обновлялся, но отзывы пользователей говорят, что поисковый функционал Copart чуть более гибкий, особенно для общедоступного пользования. Например, на Copart можно фильтровать по “чистому тайтлу”, по наличию ключей, по Run&Drive и т.д. IAAI тоже имеет фильтры, но сайт иногда медленнее и менее интуитивный. Впрочем, если работать через брокерскую платформу (типа AutoBidMaster), то интерфейс уже брокера играет роль, а не родной Copart/IAAI.

Структура лотов

В целом одинаковая информация (VIN, марка, пробег, повреждения, 10-20 фото, описание). У Copart максимум 20 фотографий обычно, у IAAI – тоже около того. Иногда IAAI выкладывает более качественные фото (зависит от филиала) и может указывать оценку стоимости ремонта (Repair cost) и оценочную розничную стоимость (Estimated Retail Value). Copart таких оценок не даёт, там только что видим, то и есть. Также на Copart часто пишут, от кого лот: например Donated vehicle (пожертвован на благотворительность) или Dealer vehicle (продажа дилера), или Insurance (страховая). На IAAI чаще всего либо страховые, либо арестованные и пр., пометка обычно Insurance Company или имя продавца (например, State Farm Insurance будет указано). Обращайте внимание на продавца: если видите неизвестную частную компанию, стоит extra-внимательно проверять машину – возможно, ее уже кто-то купил, подкрасил и снова продаёт.

Время аукционов

Copart проводит торги по будням с утра до вечера (по США), каждый филиал имеет свой день недели. IAAI – аналогично. Бывает, что в один и тот же день/час идут аукционы на обеих площадках (например, вторник 10:00 по Нью-Йорку – тут и там), приходится выбирать, куда уделить больше внимания или иметь двух представителей. Для конечного покупателя это не критично, если он даёт максимум и доверяет брокеру.

Когда выбирать Copart, когда IAAI?

Если вы работаете через посредника, вы скорее всего будете мониторить оба аукциона и брать лучший лот. Нет смысла ограничиваться только одним. Но можно отметить такие сценарии:

  • Вы ищете массовую модель (Toyota Camry, Ford F-150 и т.п.) – они есть и там, и там. Возможно, на Copart их больше, но и конкуренция выше. Ищите везде, обращайте внимание на уровень цен: иногда замечаем, что на Copart средние цены на одинаковые машины могут быть на 10–15% выше из-за наплыва иностранцев.
  • Хотите минимальные повреждения или уже отремонтированный авто (Clean title) – больше шансов на Copart. Там даже бывают целые автомобили с аукционной историей (например, после изъятия за долги). IAAI в основном про salvage.
  • Ищете мотоциклы, спецтехнику, лодки – Copart имеет подраздел CrashedToys и больше таких лотов, IAAI тоже продаёт (особенно мото), но выбор чуть меньше.
  • Нужен очень свежий авто (1-2 года) – учтите правило пошлин: до 3 лет – 48% таможня, часто невыгодно. Но если уж нужно, скорее всего он всплывёт на IAAI (страховые тоталят и новые машины тоже).
  • Вы новичок и хотите поменьше стрессов – некоторые считают, что IAAI “спокойнее”, потому что там реже встречаются подвохи с лотами. Но это субъективно. В любом случае лучше опираться не на площадку, а на конкретный лот и его историю.

В целом же, выбор между Copart и IAAI – ложная дилемма. Опытные импортеры мониторят оба. Как говорится, “машину нужно выбирать по состоянию, а не по аукциону”. А задача брокера или представителя – обеспечить вам доступ куда угодно. Кстати, LFA Trade сотрудничает с партнёрами, дающими доступ и к Copart, и к IAAI, и даже к дилерским аукционам – чтобы для клиента можно было выкупить любую машину.

Далее мы рассмотрим альтернативные площадки и агрегаторы: что делать, если нужная машина не найдена на Copart/IAAI, или вы хотите другой формат покупки.

Другие площадки и агрегаторы

Помимо двух гигантов, существует ряд онлайн-платформ, агрегирующих лоты или специализирующихся на отдельных сегментах автоаукционов. Также есть дилерские аукционы, куда вход обычным покупателям закрыт, но которые могут быть доступны через партнеров. Расскажем об основных именах и их роли.

Bid.Cars и альтернативы: агрегаторы/брокеры, их комиссии, плюсы/минусы

Агрегаторы автоаукционов – это сайты, которые собирают в одном интерфейсе лоты с Copart, IAAI, а иногда и с других аукционов, позволяя пользователям искать и ставить ставки через них. Фактически, это брокерские компании с IT-платформой. К популярным агрегаторам относятся:

  • Bid.cars – международная платформа родом из Европы (Польша). Представляет все лоты Copart и IAAI, доступные для экспорта. Имеет русскоязычный интерфейс. Условия: регистрация бесплатна, но чтобы начать торги, нужно внести депозит (эквивалент $600 для ставки до $6000; $1200 до $12k и т.д.). Комиссия фиксированная $450 + НДС (т.е. ~$540) с каждой выигранной машиныbid.cars. Это выгодно для дорогих лотов (не процент). Bid.cars берёт на себя организацию всей логистики: от вывоза с аукциона до доставки в Европу и далее клиенту. То есть по сути выполняет роль “под ключ” брокера: клиенту достаточно заплатить за машину и услуги, они сами свяжутся с аукционом, оформят документы, перевезут, растаможат в ЕС (или оформят транзит). Плюсы: Простота, прозрачность тарифа, удобный калькулятор на сайте (учитывает курс НБ Польши на день торгов). Минусы: $450 может быть много для дешёвых авто (условно +30% к лоту за $1500). Также есть ограничения – например, они не показывают лоты без назначенной даты продажи или от некоторых продавцов. И важный момент – Bid.cars ориентирован на Евросоюз; доставка идёт в порты Европы или в Польшу, откуда в РФ придётся везти отдельно (в условиях санкций – не самый прямой путь).
Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Все работает без VPN!

  • AutoBidMaster (ABM) – один из старейших официальных брокеров Copart. Работает с 2009 г. Полностью русифицирован (есть русская поддержка). Условия: требует покупку членства. Например, Basic $69/год (1 лот за раз, макс ставка $4k, транзакционный сбор $299 с авто), Premium $199/год (несколько покупок, ставка до $40k, транзакционный сбор $249), Pro $349/год (максимум возможностей, $199 сбор). Есть даже бесплатный Guest режим – но без live торгов и с $349 сбором за покупку. Депозит 10% как обычно. Плюсы: официальный статус, большой опыт, можно выбирать удобный тариф под свои потребности. Минусы: эта система членств может быть избыточна для разовой покупки. Если берёте 1 машину, придётся заплатить ~$70 за членство + $299 сбор, итого $369 сверх цены аукциона – сопоставимо с bid.cars.
  • A Better Bid (ABB) – ещё один крупный брокер, очень похожий на ABM. Тоже официальный партнер Copart. У них, например, Starter (бесплатно) – 1 аукцион в одно время, макс ставка $5k, сбор $349; Standard $49/год – ставка до $10k, сбор $299; Premium $199 – до $30k, сбор $249; Pro $549 – без лимитов, сбор $199. По сути те же цифры. Русская поддержка тоже имеется (ABB активно привлекает покупателей из СНГ). Отзывы бывают разные: кто-то хвалит за простоту, кто-то ругает за медлительность в доставке документов. В целом ABB и ABM – конкуренты, сервис на уровне.
  • SCA (sca.auction) – площадка, позиционирующаяся как аукцион, но на самом деле агрегатор со своим членством. Например, Basic (бесплатно) – но сбор аж $299 или 9%; Premier $200/год – сбор $250 или 5%; Expert $549 – сбор $225 или 3%. SCA дает доступ к Copart, IAAI и собственным спискам. Но будьте внимательны: в отзывах часто упоминается агрессивная маркетинговая политика (например, не сразу возвращают депозит, навязывают услуги). Тем не менее, SCA популярен, особенно в США и Европе, как единая площадка.
  • RideSafely – один из первых брокеров (ещё с 2000-х). Без абонплаты, но сбор около $250–$300 с машины. Депозит ~$500. Интерфейс простой, даже устаревший. Зато поддерживает не только Copart/IAAI, но и Manheim и др. для дилеров. Минус: русскоязычной поддержки как таковой нет, и отзывы в последние годы более негативные (мол, сервис не развивается).
  • CarsFromWest – относительно новый игрок, ориентированный на страны СНГ. Не требует оплаты членства, но берёт 5% от цены, минимум $349. Зато без предоплат за подписку. У них удобный сайт с калькулятором и даже FAQ на русском. Это подходящий вариант, если не хотите платить фиксу $450, а лот дорогой – с % может выйти дешевле. Но если авто дешёвое, минимум $349 – тоже ощутимо.

Общие плюсы агрегаторов:

  • Позволяют искать сразу по двум аукционам (Copart+IAAI) в одном окне, с русской фильтрацией.
  • Берут на себя оформление покупки: вы переводите деньги им, а они уже оплачивают аукцион, оформляют экспортные документы.
  • Помогают с доставкой: либо предлагают готовые тарифы до портов, либо полный сервис. Некоторые (как bid.cars) сразу весь маршрут рассчитывают.
  • Служба поддержки говорит на вашем языке, объяснит нюансы, подскажет по выбору лота. Вплоть до проверки истории (у многих брокеров можно заказать Carfax прямо на их сайте).

Минусы:

  • Дополнительные расходы (членство или комиссия), которые уменьшают выгоду от аукциона.
  • Не все брокеры одинаково хороши: есть риск нарваться на менее ответственных (проволочки с документами, медленный возврат депозита, навязанные услуги). Стоит читать свежие отзывы.
  • Некоторые агрегаторы могут ограничивать функциональность. Например, не все дают участвовать в Live торгах лично. Bid.cars не даёт, SCA даёт только платным членам, ABM/ABB позволяют Premium аккаунтам. Если вам важно самому в реальном времени жать кнопку – выбирайте брокера, который это поддерживает.
  • Если вы опытный и у вас есть своя фирма за рубежом, вероятно, выгоднее регистрироваться напрямую на аукционах. Но для большинства людей из РФ брокер – необходимое звено.

Агрегаторы сильно упростили жизнь импортёров. Раньше приходилось буквально просить знакомого дилера или платить непонятным посредникам, сейчас достаточно создать аккаунт онлайн у признанного брокера. Конкуренция между ABM, ABB, SCA, bid.cars и др. идёт на снижение цен и улучшение сервиса, что выгодно нам, покупателям.

eBay Motors, дилерские аукционы (Manheim, OPENLANE, ACV) — доступность и ограничения

Помимо страховых аукционов, автомобили из США можно покупать и на других платформах:

  • eBay Motors – автомобильный раздел eBay. Здесь продают подержанные машины, как на обычном eBay – либо по фиксированной цене “Buy It Now”, либо по аукционной модели (торги между покупателями). Особенность: обычно это продажа от частных лиц или дилеров напрямую, без посредника-аукциона. Вы можете найти как целые автомобили, так и битые, проектные (особенно популярны классические авто, редкие модели). Для россиянина покупка на eBay принципиально возможна: нужно связаться с продавцом, договориться об оплате (вне eBay, т.к. PayPal защиту на авто не распространяет), и организовать доставку. Здесь нет дополнительных комиссий аукциона, но риски выше: eBay не гарантирует состояние, можно попасть на недобросовестного продавца. На страховых аукционах хотя бы точно известно, что машина с повреждениями и статусом – никаких претензий, берёшь “как есть”. На eBay же нередко продают авто после мелких аварий по завышенной цене, скрывая дефекты, или со скрученным пробегом, или без тайтла. Поэтому новичкам eBay подходит плохо. Это скорее площадка для тех, кто хочет какую-то специфическую модель (например, ретро 60-х годов, или тюнинговый экземпляр) – тогда выбора нет, приходится искать по объявлениям. В плане оформления экспорта: если вы купили на eBay, дальше надо либо самому нанимать транспорт до порта и брокера для экспорта, либо поручить это агенту. Многие компании (включая LFA Trade) могут сопроводить и такую сделку: т.е. вы нашли машину на eBay, а они проверят продавца, заберут авто и довезут. Важно: на eBay часто выставляют автомобили без права экспорта – например, на Copart есть отметки Export Only, а на eBay продавец мог не задуматься. Нужно убедиться, что у машины есть Title, а не “Junk” бумага, иначе вывезти её будет сложно.
  • Дилерские аукционы (wholesale auctions): Manheim, ADESA (ныне OPENLANE), ACV, KAR, etc. Эти аукционы предназначены для дилеров и крупных перепродавцов. Там продаются автомобили с пробегом, обычно после лизинга, трейд-ины от официальных дилеров, фирменные авто после аренды и т.д. Состояние многих лотов – близкое к товарному (не битые, за исключением обычного износа). Например, трёхлетки с пробегом 30–40 тыс. км, целые, с полным сервисом – то, что дилер не продал у себя, он пускает на Manheim для других дилеров. Цены на дилерских аукционах выше, чем на Copart/IAAI, но зато машины не требуют больших вложений в ремонт. Это может быть интересно, если вы хотите пригнать почти новую машину без повреждений. Однако, проблема – доступ. Manheim и OPENLANE строго пускают только лицензированных дилеров. Что можно сделать? Можно воспользоваться услугами американского дилера-брокера. Некоторые компании предлагают “куплю для вас на Манхейме за фиксированную плату”. Обычно комиссия дилера $500–1000 за машину. Плюс оплатить ему машину на месте. Это целесообразно, только если вы очень уверены в авто и экономической выгоде. Сейчас, к сожалению, из-за повышения пошлин на новые авто (48% на машины младше 3 лет) выгода улетучивается – проще купить официально в РФ или у серого дилера. Но есть ниши: скажем, вы хотите привезти электромобиль. На них нет пошлины и утильсбор относительно невысокий. Можно взять на аукционе для дилеров годовалый электрический кроссовер, заплатить 0% пошлины, 20% НДС – и получится очень интересно против российских цен (если модель у нас не продаётся). В таких случаях компания вроде LFA Trade тоже может помочь – у них есть партнёры-дилеры с доступом к этим аукционам. Но прямая рекламача: LFA сейчас специализируется на страховых аукционах, дилерские покупают редко, так как “под ключ” привезти такой автомобиль сложно из-за санкционных моментов (многие лизинговые компании США не хотят продавать россиянам, даже через дилеров).
  • ACV Auctions – это чисто онлайн-аукцион для дилеров, популярный в США. Там продаются машины с подробными отчетами, часто сразу с диагностикой. Доступ у зарубежных агентов тоже есть, но для физлица из России это слишком тяжело напрямую.

Вывод: если у вас нет дилерского доступа, то Manheim/OPENLANE – только через посредника, и экономия обычно меньше, чем с битым авто. К тому же LFA Trade и подобные компании честно предупреждают, что привозить машины старше 5 лет или моложе 3 лет невыгодно. Так что большинство клиентов остаются в нише 3–5-летних авто со страховых аукционов, где оптимальное соотношение цена/налоги/состояние.

FAQ — вопросы и ответы

В заключение – блиц-ответы на самые распространённые вопросы, которые задают про аукционы США и ввоз авто. Коротко и по делу:

1. Можно ли купить на аукционе без посредников напрямую из России?
Теоретически да, если у вас есть иностранный адрес, $400+ депозит, знание языка и доступ на нужные лоты. Но практически большинство лотов требует дилерской лицензии. Без посредника выйдет только если лот “Public” и ваш аккаунт одобрен. Это редкость. Проще воспользоваться услугами брокера.

2. Нужна ли американская виза или поездка в США, чтобы купить машину там?
Нет, все происходит онлайн. Посетить США лично не требуется. Машину можно купить, оформить и доставить дистанционно.

3. Сколько по времени занимает весь процесс от покупки до получения машины?
В среднем 2.5–3 месяца. Из них 1–2 недели оформление сделки, 4–6 недель морской путь, 1–2 недели таможня и доставка по РФ, плюс ремонт (от недели до пары месяцев в зависимости от повреждений).

4. Я плачу за машину в долларах? Как перевести деньги из России?
Большинство компаний берут оплату в рублях на свой счёт (по текущему курсу), а дальше сами конвертируют и оплачивают аукцион. Либо вы можете через свой банк сделать SWIFT в USD на счет аукциона (нужны условия, не все банки сейчас проводят валюту). Обычно проще платить рублями исполнителю.

5 Нужно ли платить какие-то налоги или пошлины в США при покупке?
Как правило, нет. Sales tax в США не взимается, если машина уходит на экспорт. Аукцион не начислит налог, если вы не резидент штата. Есть только аукционные сборы (Buyer Fee, etc).

6. Что такое Copart Membership Fee $59? Я должен его платить?
Это ежегодная плата за аккаунт Copart. Если вы через брокера, то он уже платит. Вам отдельно обычно не нужно. Если регистрируетесь сами – да, при активации счета Copart попросят $59 на Basic членство.

7 Какими документами подтверждается покупка машины на аукционе?
Основные: Invoice (счёт-купли от аукциона) и Title (американский ПТС). Также при экспорте выдаётся Export Certificate (ITN номер). В РФ эти бумаги нужны для таможни и потом при постановке на учёт (на основании иностранных документов выдают ЭПТС).

8 Что если на аукционе цена ушла выше моего лимита?
Вы просто не выигрываете тот лот. Никаких денег не теряете, кроме может быть комиссии брокера за попытку (обычно нет, только при победе). Можно искать другой лот.

9. Могу ли я отказаться от выигранного лота, передумать?
Технически – да, но за это штраф ~10% цены, и вы потеряете депозит. Аккаунт могут заблокировать. Лучше до ставки решить твёрдо. Если уж форс-мажор – некоторые брокеры помогут отменить, но вы заплатите штрафы.

10. Что такое “купить сейчас” опция на аукционе?
Это фиксированная цена (Buy Now), по которой можно забрать лот, не участвуя в торгах. Обычно завышена, поэтому редко выгодна. Но иногда, если не хочется ждать, можно использовать. В 9 из 10 случаев лучше торговаться.

11. Аукционы подкручивают результаты? Вдруг там боты торгуются, не честно?
И Copart, и IAAI – крупные компании с репутацией. Случаи мошенничества не зафиксированы. Торги прозрачны, хотя иногда кажется “кто-то постоянно перебивает на последней секунде” – это просто другие участники или автоставки. Бывает, страховая не отдаёт за низко – тогда статус “On Approval”. Но это правило игры.

12. Могу ли я заказать на аукционе услугу осмотра?
Copart предлагает Virtual Viewing – видеозвонок с площадки за $10, 10 минут показывают авто. Также можно нанять частного инспектора. Многие брокеры могут помочь устроить осмотр за доплату. Так что да, возможности есть, особенно для дорогих авто это окупается.

13. Что если авто придёт и не будет соответствовать описанию? (на фото одно, а по факту хуже)
Официально аукцион продаёт “as is”, никаких гарантий. Но если кардинально отличается (например, был заявлен Run&Drive, а по факту двигатель вынут) – можно подать претензию. Шансы на компенсацию невелики для иностранца. Поэтому полагайтесь только на собственную проверку. Сервисные компании обычно берут такие риски на себя: у нас были случаи, что доп. скрытые дефекты – мы решали, не перекладывая на клиента.

14 Что если у машины иностранные (не американские) номера/документы?
Иногда на Copart попадаются европейские авто (с номерами EU) или из ОАЭ. Их продают как товар, но с экспортом может быть сложнее – нужно получить от страны исхода разрешение. Лучше такие не брать, или быть готовым бегать за бумагами. Мы обычно избегаем лотов с неамериканским происхождением.

15 Как проверить, не числится ли авто в угоне?
По VIN через Carfax/Autocheck – там будет пометка Theft или Police report. Также в США есть база NICB (бесплатно проверяет на кражи). Мы обязательно делаем такой чек. Плюс при экспорте таможня США проверяет по своим базам – без clearance машину не выпустят, если она в угоне.

16. Правда ли, что “американцы” хуже европейских аналогов (по качеству, комплектации)?
Миф. Раньше отличались оптики, прошивки (милли вместо км). Сейчас всё легко адаптируется. Комплектации в США зачастую богаче, особенно премиум сегмент (сиденья с вентиляцией, музыка топовая – для избалованных американцев обычно больше опций). Качество тоже нормальное. Только надо понимать: часть машин – чисто для США модели, их сервисировать в РФ чуть сложнее (но глобализация упростила поиск запчастей).

17. Что такое “Надя” (NADAguides), о которой вы упоминали?
Это каталог средних цен на автомобили в США. Таможня РФ использует его как ориентир. Он иронично называется “Надя” профессионалами. Если ваша заявленная цена кажется им заниженной, они сверяются с “Надей” и могут взять ее цифру за основу расчёта. Брокеры всегда проверяют этот каталог перед покупкой дорогого авто, чтобы клиент знал потенциальную сумму пошлин.

18. Стоит ли сейчас (2025 г.) вообще ввозить машины из США? Может, подождать?
Ситуация постоянно меняется. Но можно сказать так: если вы нашли выгодный лот и вас устраивают условия – действуйте. Никто не гарантирует, что через год пошлины снизят или санкции снимут. Может стать только сложнее. Сейчас канал работает. К тому же курс валют, цены на авто – они колеблются, но в целом спрос на “американцев” высок. Мы считаем, что в ряде случаев это оправдано, особенно для нишевых и дорогих машин, либо для экономии 20–30%. Но всегда делайте “домашнюю работу” – считайте и сравнивайте с альтернативами.

На этом FAQ завершаем. Если у вас остались вопросы – смело обращайтесь за консультацией.

Глоссарий терминов

Небольшой словарик специфических терминов, встречающихся в теме автоаукционов и импорта:

  • Auction (аукцион) – способ продажи, где покупатели предлагают цены, и товар уходит лучшему предложению.
  • Copart, IAAI – две крупнейшие площадки страховых аукционов в США. Copart – осн. 1982, 200+ площадок; IAAI – 1987, ~180 площадок.
  • Salvage Title – см. Титул. Статус документа, означающий, что авто признан тотальным по страховому случаю (восстановлению невыгодно). Эксплуатация требует ремонта и получения Rebuilt.
  • Clean Title – “чистый” титул без записей о тотале. Такой у машин не бывших в серьёзных авариях.
  • Title – свидетельство о праве собственности на авто (аналог ПТС). В США титул выдаётся DMV штата. Может иметь разные бренды (salvage, rebuilt и т.д.).
  • Bill of Sale – простой договор купли-продажи. На аукционах иногда выдают вместо титула для машин на запчасти или без регистрации.
  • Export Only – пометка, что автомобиль продаётся только на экспорт, без права регистрации в США. Обычно у salvage/parts машин.
  • Buyer Fee (премия покупателя) – комиссия аукциона, взимаемая с покупателя, рассчитывается от цены лота.
  • Gate Fee / Service Fee – фикс. сбор (~$95) за обслуживание площадки (перемещение авто к выдаче).
  • Internet Bid Fee – сбор за участие онлайн, зависит от цены (Copart до $140).
  • Storage Fee – плата за хранение, если авто не вывезено в срок (начинается с 3-4 дня).
  • Broker (брокер) – посредник с доступом на аукцион, который торгует от вашего имени и помогает оформить сделку. Примеры: AutoBidMaster, A Better Bid.
  • Deposit (депозит) – залоговый платёж для допуска к торгам (обычно ~10% от макс. ставки). Обеспечивает вашу платёжеспособность.
  • Pre-bid (представка) – ставки, которые делают до live-аукциона. Финальная pre-bid становится стартом live.
  • Live Auction – финальный этап торгов в реальном времени (online), очень быстрый.
  • Bid (ставка) – предлагаемая цена. Maximum Bid – максимальная ставка, которую вы готовы поставить (для proxy-режима).
  • Proxy-bidding / Bid4U – система автоматических ставок: вы задали максимум, система за вас перебивает других по минимальному шагу.
  • On Approval (на одобрении) – статус после аукциона, означающий, что финальная ставка ниже резерва продавца, и нужно его решение, продан или нет.
  • Reserve Price (резерв) – минимальная скрытая цена, за которую продавец согласен продать. Если торги не достигли – может не продать.
  • Pure Sale – продажа без резерва, любая ставка победителя будет принята.
  • Run and Drive (R&D) – пометка, что авто заводится и может двигаться по площадке.
  • Engine Start (Starts) – мотор запускается, но про движение ничего не гарантируется.
  • Enhanced Vehicle – Copart: авто, с которым площадка провела манипуляции (зарядили аккум, например, чтобы завести).
  • Keys: Yes/No – есть ключи или нет. Отсутствие ключей усложняет проверку и требует изготовления новых.
  • Primary Damage / Secondary Damage – основное и второстепенное повреждение, указанные аукционом (например, Primary: Front End, Secondary: Suspension).
  • Total Loss (тотал) – полная гибель авто в оценке страховщика (расходы на ремонт > определённого % стоимости). Обычно ведёт к salvage title.
  • Rebuilt Title – восстановленный титул (после ремонта salvage-авто и проверки).
  • Non-Repairable / Junk Title – титул для авто, не предназначенного для восстановления (утилизация).
  • Parts Only – продаётся только на запчасти.
  • Carfax, AutoCheck – сервисы отчётов истории автомобиля по VIN.
  • NMVTIS – федеральная база данных титулов и историй (в США).
  • EPA – Агентство по охране окруж. среды США, определяет экостандарты (для нас важно Евро-5).
  • DOT – Деп-т транспорта США, регламенты техники (фары, стекла с маркировкой DOT – американский стандарт).
  • ECE – Европейский стандарт (фары, стёкла с маркировкой E).
  • ERA-GLONASS – российская система экстренного реагирования, обязательна на всех импортных авто с 2017.
  • SBKTS – свидетельство безопасности конструкции ТС (сертификат для единичного транспортного средства, подтверждает соответствие нормам).
  • UTISBOR (утилизационный сбор) – экологический сбор при импорте/производстве авто, обязателен к уплате (для физлиц льготные коэффициенты ~0.17/0.26)xn--80afdp5b4b.xn--p1ai.
  • NDS (НДС) – налог на добавленную стоимость (20%), начисляется на сумму растаможки.
  • Excise (Акциз) – налог на мощные двигатели >250 л.с., 955 руб за л.с. сверх лимита.
  • Customs Broker (таможенный брокер) – лицензированный специалист, оформляющий вашу декларацию на таможне, рассчитывающий платежи.
  • PTS / EPTS – паспорт транспортного средства (теперь в электронном виде). Выдаётся после уплаты всех пошлин и проверок.
  • ST-1 – сертификат, подтверждающий статус евразийского товара (не относится напрямую к б/у авто, но иногда слышат).
  • SVH (СВХ) – склад временного хранения, место, где авто ждёт таможенного оформления после прибытия.
  • Green / Red Channel (зелёный/красный коридор) – выпуск без доп. проверки или с доп. проверкой (красный – задержка, досмотр).
  • VIN (Vehicle Identification Number) – уникальный идентификационный номер автомобиля (17 символов). По нему проверяется история, соответствие агрегатов и т.д.
  • EPA Rating – экологический класс (Евро-5,6…). Для ввоза легковушек сейчас нужен >=Евро-5 (примерно с 2010 г.в.).
  • CHMSL – central high-mount stop light (центральный верхний стоп-сигнал) – отличие у США, но не критично.
  • KGA (кг) – шутливое обозначение миллионов рублей (“лям”). Например, 5 лямов = 5 млн ₽ (в тексте мы избегали сленга, но на форумах часто встречается).

Эти термины помогут лучше понимать специфику процесса.


О компании LFA

LFA Service является единственной компанией в России, предоставляющей все без исключения услуги по ремонту и обслуживанию рам внедорожников в одном месте: стапель для рам, сварочные работы, замена, пескоструйная обработка, упрощенное цинкование, антикоррозийная обработка и кузовной ремонт.

За последние 19 лет клиенты со всей России, включая Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток и Крайний Север, привозили к нам свои рамные внедорожники на ремонт.

Мы находимся в непосредственной близости от международного аэропорта Внуково по адресу: г. Москва, Центральная ул. 16, стр. 12. Ведется работа над масштабированием компании с открытием новых филиалов.

На территории техцентра площадью более 1000 м2 расположены: пост 3D сход-развала, 10 полностью оборудованных постов сварочных и слесарных работ, уникальный в своем роде напольный стапель типа BlackHawk с тяговым усилием более 20 тонн, отдельная изолированная зона пескоструйной обработки, итальянская покрасочная камера Blowterm, зона кузовного ремонта и отдельное помещение 50 м2 для хранения деталей салона автомобиля.

Мы всегда отправляем всем клиентам фотографии процесса ремонта или обслуживания их автомобиля, а также ежедневно постим жизнь нашего техцентра в социальных Сетях. Подписывайтесь на наш канал Youtube, чтобы сохранить раму своего внедорожника на долгие годы!

Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Аукционы авто в США (IAAI, Copart и другие): что за ними скрывается

Вы продолжительное время находитесь на сайте LFA Service и вот почему. После изучения рынка услуг по ремонту и обслуживанию рам внедорожников Вы до сих пор не смогли найти техцентр, где оперативно и качественно проведут весь спектр работ за разумные деньги. Существует лишь несколько аналогичных мест с громкими именами, в одном из которых Вас категорически не устроил ценник, вторые кладут антикор за день на ржавчину за три копейки, третьи предлагают привезти раму отдельно от автомобиля, а четвертые забирают автомобиль на несколько месяцев. Остается позвонить в LFA Service и узнать индивидуальные условия по ремонту рамы Вашего любимого внедорожника!